Серверный JavaScript 1.4. Руководство по использованию

       

Использование Экземпляров Класса Lock


Представьте lock (замок/блокировку) как именованный флаг, который Вы обязаны устанавливать перед входом в критичный раздел. Если Вы запрашиваете именованный флаг и кто-то уже имеет его, Вы будете ждать, пока этот второй не освободит флаг. В процессе ожидания Вы не сможете изменять то, что не должны изменять. После получения Вами флага кто-либо ещё будет ожидать и не сможет ничего изменить, пока Вы не освободите флаг. Если возникнет ошибка или таймаут закончится до того, как Вы получите флаг, Вы можете снова вернуться в режим ожидания, либо делать что-нибудь другое, как, например, дать Вашим пользователям знать, что приложение очень занято, чтобы выполнить данную операцию сейчас. Вы не должны вмешиваться в процесс ожидания (изменяя совместно используемую информацию)! иллюстрирует этот процесс.

Рисунок 6.5 Thread (поток) 2 ожидает, пока thread 1 имеет lock (замок)

В терминах программирования замок/lock представлен экземпляром класса Lock. Вы можете использовать экземпляр класса Lock для получения исключительного доступа к любому совместно используемому объекту. Обычно Вы создаёте экземпляры Lock на начальной странице Вашего приложения (по причинам, которые будет изложены позднее).

На других страницах, перед критичным для совместно используемого объекта разделом (например, перед разделом, который запрашивает и изменяет значение свойства), Вы вызываете метод lock экземпляра Lock. Если этот метод возвращает true, Вы получаете замок и можете продолжать. В конце критичного раздела Вы вызываете метод unlock Lock -экземпляра.

Когда клиентский запрос в одиночном потоке выполнения вызывает метод lock, любой другой запрос, вызывающий метод lock для того же Lock -экземпляра, ожидает, пока первый поток не вызовет метод unlock, пока не закончится таймаут или пока не возникнет ошибка. Это верно независимо от того, находится второй запрос в другом потоке для того же клиента или в потоке для другого клиента.

Если все потоки вызывают метод lock перед попыткой изменения совместно используемого объекта, то лишь один поток в единицу времени может войти в критичный раздел.


Важно!

Использование замков находится всецело под управлением разработчика и требует кооперации. Машина выполнения не заставляет Вас ни вызывать lock, ни учитывать блокировку, полученную кем-либо другим. Если Вы не спрашиваете, Вы можете изменять всё что захотите. Поэтому очень важно выработать привычку всегда вызывать lock и unlock при входе и выходе из критичного раздела кода и проверять return-значение метода lock, чтобы гарантировать, что блокировка получена. Можно представлять это в терминах флага: если Вы не запрашиваете флаг, вы не будете находиться в режиме ожидания. Если Вы не находитесь в режиме ожидания, Вы можете изменять то, что изменять нельзя.

Вы можете создать столько замков, сколько Вам необходимо. Один и тот же замок может использоваться для управления доступом к нескольким объектам, либо каждый объект (или даже каждое свойство) может иметь собственный замок.

Замок/lock сам по себе является просто объектом JavaScript; Вы можете сохранить ссылку на него в любом другом объекте JavaScript. Таким образом, например, обычной практикой является конструирование экземпляра Lock и сохранение его в объекте project.



ПРИМЕЧАНИЕ:

Поскольку использование замка блокирует доступ других пользователей к именованному флагу, потенциально задерживая выполнение их задач, хорошей практикой станет использование замков в течение возможно более короткого периода.

Следующий код показывает, как отследить заказы потребителей в совместно используемом объекте project.orders, рассмотренном ранее, и как обновлять project.orders.count каждый раз при получении нового заказа. Включите в начальную страницу приложения такой код:

// Создать новый Lock и сохранить в project.

project.ordersLock = new Lock();

if (! project.ordersLock.isValid()) {

   // Невозможно создать Lock. Перенаправить на страницу обработки ошибок.

   redirect ("sysfailure.htm");
}

Этот код создаёт экземпляр класса Lock и проверяет (вызовом метода isValid), не возвращено ли что-нибудь неправильное при его создании. Очень редко Ваш экземпляр Lock конструируется неправильно. Это случается только тогда, когда машина выполнения запущена вне системных ресурсов при создании объекта.



Вы обычно создаёте экземпляры Lock на начальной странице, поэтому Вам не нужно получать замок перед созданием экземпляров Lock. Начальная страница запускается только один раз - при старте приложения на сервере. Поэтому Вам гарантируется, что создаётся только один экземпляр каждого замка.

Если, однако, Ваше приложение создаёт замок на какой-либо иной странице, множественные запросы могут вызывать эту страницу в это время. Один запрос может проверять наличие замка и не обнаружить его, в то время как другой запрос создаёт замок, а третий запрос создаёт второй замок. Тем временем первый запрос вызывает метод lock своего объекта. Затем второй запрос вызывает метод lock своего объекта. Оба запроса теперь "думают", что они имеют безопасный доступ к критичному разделу кода и продолжают свою работу, нарушая работу другого.

После получения верного замка Ваше приложение может продолжать работу. На странице, требующей доступа к критичному разделу, можете ввести такой код:

// Начало критичного раздела -- получить замок.

if ( project.ordersLock.lock() ) {   var x = project.orders.count;

   x = x + 1;
   project.orders.count = x;

   // Конец критичного раздела -- освободить замок.

   project.ordersLock.unlock();

}
else
   redirect("combacklater.htm");

Этот код запрашивает замок. Если замок получен (то есть, если метод lock возвратил true), выполняется вход в критичный раздел, вносятся изменения и, наконец, замок освобождается. Если метод lock возвращает false, то данный код не получает замка. В этом случае приложение перенаправляет на страницу, которая сообщает, что приложение в данный момент не может выполнить запрос.


Содержание раздела